События 3-4 октября 1993 года традиционного вспоминаются у нас в стране в конце сентября – начале октября. В этом году они приобрели новое измерение в связи с происходящим на Украине и вмешательством российского начальства во внутренние дела соседнего независимого государства.
Пропагандисты любят рассуждать о насильственном захвате власти на Украине, большом числе убитых на Майдане, незаконном характере украинской власти, "правлении киевской хунты". Можно подумать, что Россия, в которой все это говорится, являет собой с точки зрения методов образования сегодняшней власти, нечто принципиально отличное.
Но если смотреть на дело таким образом (и это доказывают события 21 сентября – 4 октября 1993 года), то российское начальство не может похвастаться какими-то преимуществами. Его современная история началась насилием. Погибших в ходе столкновений в Москве было больше, чем на украинском Майдане – 131 гражданское лицо, 28 военных и сотрудников милиции. Да и характер установившейся в России власти (если иметь в виду ее авторитарную природу) гораздо более подходит для того, чтобы характеризовать его словом "хунта".
Обратите, однако, внимание, что ни одна соседняя с Россией страна не воспользовалась в 1993 году ситуацией, силовой сменой власти в России – не ввела войска на российскую территорию, не отторгла путем аншлюса ни одну из ее частей.
Ни одно соседнее государство не развязало против независимости России подлую войну – не засылало на ее территорию наемников, оружие, бронетехнику, не обстреливало подразделения российской армии, не ввела, наконец, в нашу страну свои войска.
Российское начальство получило в 1993 году возможность успокоить страну – принять Конституцию, увести протест с улицы в стены Государственной Думы и Совета Федерации – ему никто не чинил внешний препятствий, напротив – международная обстановка, благодаря тактичному отношению соседей России, была благоприятной.
Наверное, случись то, что произошло на Украине в условиях иной, ориентированной на ценности свободы, демократии, прав человека и силы закона российской власти, сегодня на Украине была бы иная обстановка. Впрочем, если бы в России была такая власть и, следовательно, совместное с Украиной движение в Европу, такой человек, как В.Ф. Янукович никогда не стал бы там президентом.
Трагедия событий 3-4 октября 1993 года в Москве не только в том, что погибло большое число людей – это чудовищно и тогда, до начала войны в Чечне с ее большими жертвами, воспринималось российским обществом очень остро.
Трагедия и в том, что именно тогда в нашей стране была утверждена авторитарная власть, которая спустя два десятилетия, оказавшись неспособной дать России достойное будущее, разлагаясь, показала свое лицо, развязав подлую войну против независимости и европейского выбора Украины.